АДВАЙТА ВЕДАНТА И СТРЕСС
Вот, казалось бы, что может быть общего у этих столь далеких друг от друга понятий? Как индийское философское учение о тождестве человеческого духа с мировым духом (advaita = «недвойственность», «единство») связано с такой знакомой и актуальной для каждого из нас проблемой?
АДВАЙТА ВЕДАНТА И АТМА ВИЧАРА
Для начала, наверное, стоит кратко и, по-возможности, простыми словами объяснить смысл учения и суть его главного метода. Причина наших страданий - неправильная самоидентификация. Все, что временно - ложно; все, что присутствует постоянно - истинно.
Выделяется три обычных для каждого человека состояния: бодрствование, сон со сновидениями, сон без сновидений. Задача состоит в том, чтобы обнаружить такую самоидентификацию, какая присутствовала во всех трех состояниях.
Техника “Атма Вичара” - по сути, искусство задавания себе правильных вопросов, самый главный из которых: “Кто Я?”.
Погружение в пространство Адвайта Веданты дает самые сильные “приходы” и “спецэффекты”. Поскольку вам последовательно приходится разотождествляться с умом, телом, эмоциями, то опыт, получаемый в процессе может быть очень интересным.
Помню, как первое свидание с состоянием “Я не есть мой ум” закончилось тем, что целую неделю я, буквально, провел в кровати. Я не мог двигаться, не мог ни с кем разговаривать, мне вообще ничего не хотелось, любые импульсы и инерции, кроме естественных телесных потребностей просто куда-то ушли.
Затем наступила еще более любопытная стадия - исчезла связь (вернее ощущение принадлежности) между субъектом (тем, кто видит) и объектом (видимым). Это достаточно сложно описывать, но выглядело это примерно так: я смотрел на свою руку или на отражение в зеркале, но не воспринимал то, что вижу как “себя” или “свое”. Наверное, это можно сравнить с тем, когда вы видите другого человека - вы точно знаете, что есть вы, который смотрит и видит, и есть другой человек, и он - это не вы.
Потом мне еще несколько раз посчастливилось прикоснуться к тому состоянию, из-за которого, собственно, все и затевается. Ощущение “себя” переместилось из тела в окружающее пространство, то есть перестало быть ограничено физическими рамками моего тела, что также автоматически подразумевало возможность ощущать себя через других людей, например.
Все это крайне занимательно и любопытно, но, к сожалению, культивация подобных состояний, равно как и сама практика Адвайта Веданты, очень редко совместимы с обычным образом жизни современного человека. Поэтому вышеописанные опыты на протяжении многих лет служили мне очень практическим образом - в моменты повышенного стресса я всегда помнил, что не стоит так уж серьезно воспринимать все происходящее.
ЛИЧНОСТЬ, ТЕМПЕРАМЕНТ, СТРЕСС
Когда мы заходим с “западного” фланга борьбы за самопознание, то первое с чем приходится разбираться - это наши личностные установки. Все убеждения и верования, которые достались нам от родителей, бабушек-дедушек, детского садика и школы, подвергаются анализу и разбору. Мы оставляем позади ложные догмы о том, что такое хорошо и плохо, как на самом деле надо жить, и с новыми силами вступаем в новое светлое будущее…
Однако, практика показывает, что не все так радужно. Годы практики йоги и десятки сеансов у психотерапевта, безусловно, меняют нашу жизнь к лучшему, но стресс все не уходит. Дело в том, что, если раньше мы боролись с ветряными мельницами снаружи и даже, вполне возможно, победили их, то теперь нам приходиться иметь дело с самими собой.
Если личность - это субстанция крайне изменчивая, а потому податливая, то с темпераментом все немного сложнее. Это наши врожденные психофизиологические качества, обуславливающие наше поведение. Мы привыкли считать, что наш низкий нейротизм или высокая вербальная скорость являются безусловными благами. Мы, не задумываясь и не осознавая, действуем определенным, удобным нам, образом. Благодаря этому мы достигаем в жизни успехов.
Проблема заключается в том, что с помощью таких же качеств мы придумываем себе новые приключения (эзотерики могли бы назвать это “выработкой новой кармы”). Неосознанное использование своих сильных качеств приводит к стрессу, внимание - к тревоге, импульсивность - к проблемам с самооценкой, нейротизм - к откладыванию, эмпатия - к перфекционизму. Другими словами, мы сами создаем новые циклы жизненных вызовов, с которыми боремся теми же методами, которые и привели к их появлению, и так до бесконечности…
СТРЕСС И АДВАЙТА
Вот тут-то и встречаются стресс с адвайтой. Оказывается, что осознанность, как способность видеть без отождествления, и является ключом к решению проблемы. Только видеть нужно не только то, что очевидно снаружи и условно внутри, но и то, что неотделимо и естественно.
Стресс - это разница между правильной и ложной самоидентификацией. Чем лучше мы понимаем себя, тем легче нам жить.