КУНДАЛИНИ ЙОГА. ЧТО ДАЛЬШЕ?
Несколько месяцев назад сообщество Кундалини Йоги столкнулось с глубочайшим кризисом идентификации за всю свою 50-летнюю историю. Этому способствовал выход книги Памелы Дайсон, а также последовавшая за ним волна признаний, обвинений и конфликтов.
Крайне примечательно то, что этот момент совпал по времени с первым по-настоящему серьезным испытанием Эпохи Водолея для всего человечества. В этой статье я бы хотел высказать свое личное мнение об особенностях этого кризиса и попытаться сформулировать некоторые шаги по выходу из него.
КАК НЕ УТОНУТЬ В ПОТОКЕ ИНФОРМАЦИИ?
Подобно потоку информации о короновирусе с множеством математических прогнозов и аналитических статей, признаний врачей и пациентов, страшными кадрами из новостей, мир Кундалини Йоги накрыла волна душераздирающих историй о злоупотреблении статусом и властью, сексуальном насилии, лицемерии и обмане.
Обычно, мы спокойно и беспристрастно относимся к любой информации, которая не затрагивает нашу физическую безопасность и не угрожает нашей личностной идентификации, даже если эта информация в сути своей ужасна. Но как только, мы слышим что-то, несущее угрозу нам лично, мы превращаемся в эмоциональных, рефлексирующих и агрессивных приматов.
Мы живем в цифровом мире, где объем получаемой информации и скорость ее распространения таковы, что наш ум в какой-то момент становится не способен к сколь-нибудь качественной и эффективной работе. Мы просто хотим знать кто виноват и что конкретно надо сделать.
На самом деле, в каждом отдельном случае нам необходимо понимать всего несколько вещей:
• Кто говорит?
• Почему говорит?
• Как говорит?
• Зачем говорит?
• Какое это имеет отношение ко мне?
• Чему это угрожает внутри меня?
• Чему это служит внутри меня?
Возвращаясь к конкретному примеру новостей нашего сообщества, мы обнаруживаем, что есть несколько тем, каждая из которых должна рассматриваться и анализироваться отдельно:
• Обвинения лидера сообщества в сексуальном насилии;
• Обвинения лидера сообщества в неподобающем поведении, в том числе сексуального характера;
• Злоупотребление статусом и властью, манипулирование;
• Неподобающее поведение и злоупотребления отдельных членов сообщества, в том числе проблемы в школе «Мири Пири»;
• Вопросы, связанные с происхождением и чистотой самого Учения.
КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ
«Внезапно» выяснилось, что десятки, а может быть и сотни тысяч людей во всем мире, которые обычно приветствуют друг друга фразой «Сат Нам» («Я идентифицирую себя с Истиной»), понимают под этим совершенно разные вещи.
Оказывается, что нормально для русского, будет абсолютно недопустимым для американца; то, что является частью культуры любого индуса, будет прямой угрозой самоидентификации обычного западного человека; и наоборот, то, что принято на Западе, как норма, будет поводом для удивления или осуждения на Востоке.
Если мы действительно хотим в чем-то разобраться, давайте сначала разберемся в самих себе, задав «простой» вопрос: кто я?
ИНСТРУКТОР ИЛИ УЧИТЕЛЬ
Помимо культурных и национальных идентификаций, возникает другой, не менее важный, вопрос. У кого мы хотим учиться и кем мы сами хотим быть: инструкторами или учителями?
На мой взгляд, различия колоссальны и принципиально существенны.
Инструктор – это всегда работа внутри строго определенных рамок и правил, будь то сама дисциплина или правила взаимодействия между участниками процесса. Территория инструктора всегда гарантированно безопасна, вас уважают, берегут, сохраняют личные границы, вы всегда знаете, чего ожидать и какова конкретная цена.
Учитель – это всегда хождение по тонкому льду. Там никогда нет баланса между получаемым и отдаваемым, вас учат очень лично и из своего опыта. Там нарушение ваших границ, создание вызовов и выведение вас из зоны комфорта является инструментом. Там нет гарантий безопасности и стандартов обучения. В этом пространстве вам может быть крайне дискомфортно, но только оттуда вы сами становитесь Учителем.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ
Удивительным для меня образом, вопросы к личности Учителя спровоцировали недоверие к самой практике и ее происхождению. Любому человеку, способному мыслить независимо или хотя бы потратившему пару часов на изучение соответствующей информации, было очевидно, что Кундалини Йога – это смесь разных традиций, пропущенных через личный опыт и оформленных в отдельное учение.
Наше отношение к этому факту прямо пропорционально нашим собственным взглядам и опыту. Если мы хотим притвориться, что есть какая-то практика, созданная без непосредственного участия отдельных людей и потому «чистая», мы будем подвергать сомнению каждую запятую в описании упражнений и каждый звук в мантре. В обратном случае – мы просто узнаем всю возможную информацию самостоятельно, а затем проверим ее на своем опыте.
СТАРЫЕ ЦЕЛИ БОЛЬШЕ НЕ АКТУАЛЬНЫ
50 лет назад в Америку приехал один очень талантливый человек из Индии. Безусловно, у него, как и у каждого из нас, были свои мотивы и цели. Более того, как мы можем предположить из собственного опыта, эти цели могли меняться под влиянием обстоятельств и с течением времени.
В какой-то момент этот талантливый человек решил, что ему следует построить целое сообщество, чтобы его учение распространялось максимально широко и быстро, чтобы люди внутри сообщества могли реализовывать себя профессионально и творчески, чтобы это сообщество было финансово независимым.
Всех этих целей ему удалось добиться еще при жизни, а в течение примерно 10 лет после его смерти, сообщество еще активно развивалось. Однако, в последние несколько лет мы наблюдаем устойчивый обратный тренд: внутренние скандалы, укрепление локальных сообществ вокруг отдельных учителей, организационный кризис на управленческом уровне. Все это подводит нас к вопросу: не пора ли переосмыслить наши цели?
НУЖНО ЛИ НАМ БОЛЬШЕ УЧИТЕЛЕЙ
Возможно, одним из главных девизов Йоги Бхаджана было: «Я пришел, чтобы создавать учителей, а не множить вокруг себя учеников».
Технически ему это удалось. Была создана мощная система курсов для учителей, куда исправно отправлялось все больше студентов. На сегодня число сертифицированных преподавателей Кундалини Йоги значительно превышает количество свободных рабочих мест в йога-студиях. Кроме этого, лишь малая часть людей, прошедших курсы, действительно преподают.
Отсюда возникает еще два важных вопроса: кому сейчас нужно создавать больше учителей (и кого мы создаем – инструкторов или учителей)? Не пора ли нам задуматься про качество учеников?
Ответ на первый вопрос достаточно очевиден – больше учителей нужно тем, кто проводит для них курсы. А вот размышление над вторым вопросом – это наша общая задача, как сообщества.
ЙОГА И ПСИХОЛОГИЯ
Существующий кризис обнажил еще одну очень важную проблему – катастрофически низкий уровень понимания основ психологии личности, причем как среди «учителей», так и среди учеников.
Так сложилось, что Кундалини Йога считается духовным учением, что вполне логично, поскольку в ее основе лежат восточные практики. Как следствие, есть огромное количество необъяснимых и необъясненных ее частей, зато присутствуют сказки, легенды и метафоры. В то же время, современное развитие общества в целом, а также мировоззрение новых поколений, больше не позволяет нам принимать что-либо на веру. Все должно быть объяснено и доказано, то есть научно. Отсюда возникает последний и, возможно, главный вопрос – не пора ли нам примирить Восток и Запад?