Маска
Перейдем к расшифровке основных законов Эпохи Водолея
К большому сожалению, следует признать, что все в этом мире связано между собой, и набор рекомендаций по выживанию в экстремальных условиях - не исключение. Мы не можем взять что-то одно и выплыть за счет этого. Это лестница, где каждая ступень должна быть пройдена последовательно.
Первая ступень - это переход из сознания маски на уровень выше, когда мы способны воспринимать себя целиком, видеть свою личность “со стороны”, как будто это кто-то другой.
Начнем, как обычно, с цитат заслуженных людей, а затем попробуем расшифровать простыми словами.
“Давайте начнем с того места, в котором обнаруживают себя большинство людей, когда осознают, что не удовлетворены жизнью: они обнаруживают себя в ловушке маски. Маска представляет собой неточный и ущербный образ себя. Она создается, когда индивид пытается отрицать самому себе факт наличия у себя каких-то черт, например, гнева, самоуверенности, эротических побуждений, радости, враждебности, мужества, агрессивности, влечения, интереса и т.д. Но сколько бы он ни пытался их отрицать, они от этого не исчезают. И поскольку они есть, все, что он может – это сделать вид, что они принадлежат кому-то другому. Кому угодно, но только не ему. Так что отрицать сам факт существования этих черт ему не удается, ему удается отрицать лишь факт обладания этими чертами. Благодаря этому человек действительно начинает воспринимать эти черты как не-себя, как нечто чуждое, внешнее. Он сужает свои границы, чтобы исключить из них нежелательные черты. Теперь эти отчужденные черты проецируются, отбрасываются вовне словно тень, и индивид отождествляет себя только с тем, что осталось: со суженным, ущербным и неточным образом себя, с маской. Возводится новая граница и начинается очередная битва противоположностей: маски со своей тенью.
Понять идею проецирования как отбрасывания тени просто; но принять ее на вооружение для работы над собой нелегко, так как это перекрывает кислород некоторым из самых драгоценнейших наших иллюзий.
Охота на ведьм начинается тогда, когда человек окончательно перестает замечать в себе некую черту или склонность, которую он считает порочной, сатанинской, демонической или, по крайней мере, недостойной. У всех нас есть своя "темная сторона". Но "темная" – не значит "плохая"; это значит только, что всем нам свойственно некое характерное отклонение от бытующих норм, которое, если мы о нем знаем и принимаем его, может даже помочь нам острее ощущать жизнь. Однако человек, участвующий в охоте на ведьм, верит, что у него этой темной стороны нет. В известной мере он претендует на особую праведность. Но дело не в том, что у него нет темной стороны, как ему хотелось бы верить и убедить в этом других, а в том, что она чрезвычайно его беспокоит. Он сопротивляется этой своей стороне, пытается отрицать ее, пробует изгонять. Но она остается там, где ей положено, и остается его стороной, постоянно требуя к себе определенного внимания. И чем больше его темная сторона требует к себе внимания, тем больше он ей сопротивляется. А чем больше он ей сопротивляется, тем сильнее она становится, и тем больше вторгается в его сознание. В конце концов, так как человек уже больше не в силах ее отрицать, он-таки начинает ее видеть. Но он видит ее единственно доступным для себя образом – в других людях. Он знает, что у кого-то есть эта темная сторона, но поскольку у него ее быть просто не может, это должен быть кто-то другой. Все, что ему теперь требуется сделать, – это найти кого-то другого, и это становится чрезвычайно важной задачей, так как если ему не удастся найти того, на кого он мог бы спроецировать свою тень, ему придется оставить ее при себе. Именно здесь становится очевидной ключевая роль сопротивления. Ибо с той же неуемной страстью, с какой человек ненавидел свою тень, сопротивлялся ей и пытался от нее избавиться, – с той же страстью он теперь презирает тех, на кого он эту тень отбрасывает... Мы ненавидим людей, "потому что", говорим мы себе, они грязные, тупые, извращенные, аморальные и так далее. Они действительно могут быть такими. А могут и не быть. Но это не имеет значения, потому что мы ненавидим их лишь в том случае, если мы, не ведая о том, сами обладаем теми презренными чертами, которые приписываем этим людям. Мы ненавидим их, потому что они служат для нас постоянным напоминанием о чертах, которые мы отказываемся в себе признавать.” (Кен Уилбер, “Никаких границ”)
Вроде бы, сложно не понять описанное выше. Тем не менее, есть, как минимум, два больших барьера для интеграции этого знания в принятие:
Внешний фактор. Концепция “добро-зло”. Не знаю с какого момента, может быть, с Адама и Евы, в нас глубоко сидит разделение на хорошее и плохое. История, культура, общество, национальность, религия, семья с большим усердием и удовольствием помогают нам обозначать границы того, что мы автоматически (подсознательно) начинаем считать правильным или неправильным. Как только мы допускаем это (а подавляющее большинство даже и не представляет иного выбора), мы оказываемся в западне: границы выстроены, и все что происходит - происходит внутри этих границ. То, что очевидно плохо, всегда остается плохим внутри и снаружи. Фокус в том, что сознание, которое необходимо нам для выхода из западни “маски” не обладает такими измерениями, как “плохо” или “хорошо”.
Внутренний фактор. “И это тоже я”. Тут сложнее - абсолютно каждому человеку свойственны мысли, фантазии, желания, намерения, эмоции, которые никогда не проявляются в реальном мире, то есть в виде действий. У нас всегда есть инерция проявлять то, что внутри, но мы делаем это, только если факт проявления не грозит нам страшными последствиями. Снова обратимся к Уилберу: “Она создается, когда индивид пытается отрицать самому себе факт наличия у себя каких-то черт, например, гнева, самоуверенности, эротических побуждений, радости, враждебности, мужества, агрессивности, влечения, интереса и т.д.” Единожды пройдя через опыт проживания скрытого, потаенного, запретного, греховного, отрицаемого, как бы мерзко это не было, мы обнаруживаем себя в положении: “это тоже я”. Мы больше не можем отрицать, что случившееся является частью нас, мы включаем это в более полноценную “картину мира - себя”.